МКС: железная дорога в космосе Фото NASA
Эта статья о самом большом на сегодняшний день проекте в пилотируемой космонавтике – МКС (Международной космической станции) и железной дороге, проложенной на МКС.
Один из самых интересных снимков МКС за последнее время. Он сделан с корабля "Дискавери" во время пребывания на МКС европейского корабля АТВ "Жюль Верн".
Снизу вверх: АТВ "Жюль Верн", выше российский Служебный модуль "Звезда", далее российский модуль ФГБ "Заря", выше — американский сегмент и он начинается с узлового модуля "Юнити". Потом лабораторный модуль "Дестини" на котором установлена Основная ферма с железной дорогой и гигантскими солнечными батареями. Как раз слева на ферме видел манипулятор "Canadarm-2", установленный на Мобильной платформе, которая является первым внеземным электровозом в истории железных дорог. Дальше модуль "Гармония" слева - японский сегмент "Кибо", справа - европейский модуль "Колумбус". Российский модуль "Пирс" с кораблями "Союз-ТМА" и "Прогресс-М" находятся внизу и их не видно.
Краткая справка: Международный проект, предусматривающий создание орбитальной станции на орбите Земли. Начало реализации – 1984 году в США, которые подключили к этому делу Канаду, Европу и Японию. В 1993 году в проект вошла Россия со своим проектом «Мир-2», ставшим основой российского сегмента МКС. В настоящий момент станция состоит из двух сегментов: российского и американского. В состав российского сегмента входят модули: служебный модуль «Звезда» (главный модуль), ФГБ «Заря» (хранение грузов и топлива), модуль «Пирс» (шлюзовая камера для выхода в открытый космос), двух или трех кораблей: пилотируемого «Союз-ТМА», и грузовых кораблей «Прогресс-М», а также иногда прилетающих европейских кораблей АТВ. В состав американского сегмента входят модули «Дестини» (лабораторный), «Юнити» (узловой модуль), «Квест» (для выходов в открытый космос), «Гармония» (еще один узловой модуль), европейский лабораторный модуль «Колумбус» и японский сегмент, носящего название «Кибо» (Надежда). Основной корабль снабжения АС – многоразовые корабли «Спейс Шаттл», которые могут прекратить карьеру в 2010 году, но окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Экипаж – три человека, а с весны 2009 года будет шесть. Тогда МКС начнет приносить значительно больше научных результатов, а то трех человек хватало в основном только на обслуживание орбитального комплекса, масса которого превышает 200 тонн. Деятельность на борту: фундаментальные и прикладные исследования в области физики, химии, биологии, астрономии, также в программу полета включена отработка технологий по полетам на Луну и Марс.
Также в состав АС входит гигантская решетчатая Основная ферма с тремя (а скоро и четырьмя) комплектами огромных солнечных батарей на концах фермы. Ее длина 110 метров. По ферме проложена железная дорога длиной 95 метров и состоящей из 10 станций. ПС железной дороги – электровоз МТ (мобильная платформа) и двух вагонеток СЕТА. На МТ находится Мобильная сервисная система, на которой «живет» огромный 17-ти метровый канадский манипулятор Canadarm 2. Помимо транспортировки манипулятора, железная дорога также возит астронавтов вдоль фермы для постановки научных экспериментов и обслуживания фермы. Эта железная дорога держит несколько рекордов: самая высокая дорога в мире (высота над уровнем моря от 340 до 370 км), самая высокая стоимость метра перегона (более 50 млн долларов за метр перегона), самый дорогой электровоз в мире (190 млн долларов), самая маленькая мощность электровоза: несколько тысячных долей лошадиной силы. Ширина колеи 1481 мм, почти как на Земле. При этом основание железной дороги движется в невесомости во скоростью около 8 км/с.
История МКС
Как я уже говорил, история МКС начинается в 1984 году, когда президент США Р. Рейган потребовал от NASA, космического ведомства США, построить на орбите Земли пилотируемую станцию с международным участием. С этого момента создание в США орбитальной станции пошло ускоренными темпами. К своей программе американцы подключили Европу в виде Европейского космического агентства, а также Японию и Канаду. Станция получила название «Фридом». Ничего более умного американцы так и не придумали. Особенно, когда на орбите существовали советские станции «Салют» и «Мир». У последней станции название тоже идеологическое и американцы отставать не хотели.
Проект был достаточно объемным. Он включал в себя ряд исследовательских модулей, ангар для обслуживание спутников, несколько огромных ферм, типа нынешней Основной фермы АС МКС… На все про все 10 млрд долларов. И вот в начале 90-х годов прошлого века эти деньги были потрачены, а ничего, кроме макетов и бумажного проекта не было. Партнеры (Европа, Япония, Канада) тоже безрезультатно потратили несколько миллиардов долларов. Над проектом нависла угроза закрытия. Для его спасения проект был значительно урезан, что было разочарованием для тех, кто проектировал станцию. Но в России тоже был проект своей станции под названием «Мир-2», правопреемника станции «Мир», в то время существовавшей на орбите Земли. К тому же Россия единственная в то время страна в мире, у которой был опыт создания и эксплуатации орбитальных станций. К тому времени орбитальные станции СССР (России) летали в космосе более 25 лет. Но в то время в России бушевал кризис 90-х и денег на реализацию своего проекта не было.
И вот РКК «Энергия» через Росавиакосмос (российский аналог NASA) выходит на американцев с предложением объединить проекты «Мир-2» и «Фридом». Американцы схватились за это предложение обеими руками. Так появилась МКС, соглашение о создании которой было подписано в сентябре 1993 года. Запад знал, кого они принимают в проект. Россия обладала на тот момент (да и сегодня обладает) всем комплексом создания и сопровождения полета орбитальных станций. Для этого использовались отработанные технологии создания модулей станции и корабли, которые ее обслуживают. Это пилотируемый корабль «Союз», первый полет которого был в 1966 году и грузовой беспилотный корабль «Прогресс», созданный на основе «Союза», первый полет которого был в 1978 году. Он перевозит более 2,5 тонн грузов и предназначен для доставки на орбитальные станции научных грузов, расходных материалов и топлива.
Так как на высоте полета станции есть остаточная атмосфера, то станция постепенно тормозится об атмосферу и снижает свою высоту. Если станцию не поднимать, она войдет в атмосферу Земли и сгорит. Чтобы этого не было, для поднятия ее орбиты используются корабли «Прогресс». Также Россия была лидером в области создания систем жизнеобеспечения станций, чего у Запада не было либо было на уровне экспериментальных образцов.