Предложение о переводе на трамвайную тягу участка МППЖТ Карпово – Елизаветинский карьер Сложный рельеф местности в районе участка Карпово – Елизаветинский карьер приводит к тому, что тепловозы могут не справится с тяжелыми «вертушками» из думпкаров с породой, свидетельством чему являются кучи породы вдоль пути, сбрасываемых с вагонов для их облегчения, чтобы локомотив смог взобраться на подъем от Егоровки до Карпово. Такие истории повторялись периодически, и проблему пробовали решить переходом на тепловозы М62, которые некоторое время водили «вертушки» по участку.
Справа видна куча породы на подъеме. Тепловозу было тяжело.
В настоящей статье предлагается оптимизировать движение на участке путем его электрификации на трамвайное напряжение 600 В постоянного тока. Ниже будет приведено примерное описание трамвайной сети и выгоды, которые можно будет получить от такой инфраструктуры. Это предложение имеет право на жизнь, так как участок Карпово – Елизаветинский карьер является промышленной веткой, что позволяет уйти от жестких инструкций по эксплуатации железных дорог общего пользования, где такая инфраструктура в принципе невозможна.
Необходимые ресурсы для организации трамвайного движения
Для организации трамвайного движения на участке необходимо установить КС на обычных столбах, которые используются для монтажа линий электропередач, собрать не менее трех электровозов на 600 В, обеспечить поставку не менее трех трамвайных вагонов типа Т3, также необходим один тепловоз ТГМ6. На участке должен быть минимум один разъезд, его можно организовать в районе молочного завода в Егоровке. Трамвайные вагоны Т3 нужны для доставки вахт с карьера в Карпово и обратно. Необходимо строительство достаточного количества тяговых подстанций для питания КС. В районе Карпово нужно построить небольшое депо для трамвайных вагонов Т3, одного электровоза и одного тепловоза ТГМ6. Тепловоз нужен для доставки вагонов со станции Карпово через гейт на приемный парк МППЖТ у депо для передачи вагонов электровозам. Также у депо должен быть разворотный круг для трамваев. Такие круги могут построить путейцы ОГЭТ, имеющие в этом деле большой опыт. Стрелки на участке должны быть совместимыми с трамвайным и железнодорожным ПС. Такие примеры есть, в Запорожье часть трамвайной сети используется для промышленного грузового движения на один из заводов. Там железнодорожный и трамвайный ПС обращаются совместно.
На карьере электрифицировать все пути и обеспечить базирование двух электровозов в тамошнем депо. Один электровоз будет выполнять маневровые работы, а другой возить «вертушки» от карьера до Карпово и обратно. На карьере также нужен разворотный круг для трамваев. В случае порчи или техобслуживания одного из электровозов задействуется электровоз из депо Карпово.
ПС
Электровозы на 600 В постоянного тока можно построить из видавших виды ТГМ4, 6. Такой электровоз есть в Москве, переделанный из ТГМ4. При условии установки достаточно мощного ТЭД такой электровоз может обеспечить доставку руды без потерь, которые ранее имели место. Также возможно удлинение «вертушек», что скажется на экономических показателях положительно.
Вот такой электровоз. Он сделан на основе ТГМ4. Снимок с Паровоза ИС
Трамваи Т3 можно будет приобрести в Одессе. Также в Одессе есть необходимое количество запчастей и люди, которые умеют ремонтировать трамваи в случае серьезной необходимости. В Одессе, в «учебке» ОГЭТ можно обучить достаточное количество водителей трамвая. Лучше брать контакторные Т3, они дешевле. Депо для них может быть у нынешней стоянки локомотивов МППЖТ. Эти трамваи будут возить вахты на карьер в Карпово и обратно. Нужны минимум три вагона: один дежурит на карьере, другой в Карпово, третий в резерве на случай порчи или техобслуживания одного из двух вышеперечисленных вагонов. Если движение трамваев приобретет популярность, то возможна организация коммерческих пассажирских перевозок по приемлемым ценам. Также трамваи могут быть задействованы для доставки срочных ремонтных бригад путейцев или монтеров КС в любое место на участке за короткий срок и в труднодоступные места, коих на пути следования предостаточно. Для этого может быть задействован третий вагон, который будет работать «дежуркой».
Трехдверный контакторный Т3. ИМХО, самый оптимальный вагон для участка Карпово - Елизаветинский карьер.
ТГМ6 нужен для подачи на станцию или увода со станции Карпово «вертушек» на приемный парк МППЖТ для передачи их электровозам. Он может обеспечивать резервирование на случай ЧП (обледенение, очень сильный ветер и др, приведшие к массовому обрыву КС, доставка на участок ремонтных бригад в случае обесточивания КС, уборки с участка «вертушек» в случае порчи электровозов или невозможности подъема с груженой «вертушкой» наверх, в Карпово).
Подробное описание сети
Трамвайная КС начинается сразу на гейтом в районе маневрового светофора ОДЖД. Далее идет приемный парк, состоящий из нескольких путей для приема, отправления и передачи «вертушек» от ТГМ6 электровозам. Также к северу от парка должно быть депо для трамваев и локомотивов с трамвайным разворотным кругом. Места для депо там полно.
Трамвайная КС может начинаться тут. Гейт ОДЖД - МППЖТ, белая табличка.
В сторону Егоровки идет одноколейка и в районе молокозавода должен быть разъезд. Далее в сторону карьера путь идет вверх и на карьере начинается путевое развитие, идущее на депо, тупики за ним и путь, идущий в карьер. Электрификация пути (путей) в карьере должна быть такова, чтобы электровоз, толкающий думпкары, остался под КС, а думпкары оказались вне КС для обеспечения их погрузки большим экскаватором. Также в районе депо должен быть разворотный круг для трамвая.
А тут трамвайная КС может заканчиваться. Парк для накопления "вертушек" с породой. Карьер.
Ныне управление движением там осуществляется по телефону. Это значит, что на участке одновременно может быть только один поезд и до тех пор, пока он его не освободит, встречный пойти не может. На первых порах, если движение будет не очень интенсивным, то наличие одного или двух разъездов должно обеспечить и дальше управление по телефону. ИМХО.
Выгоды от такой инфраструктуры
Выбор в пользу трамвайной КС обусловлен ее намного более низкой ценой, чем у железнодорожной КС или ее карьерным аналогами. Также в результате происходит адаптация участка для движения по нему трамваев, выгоды от которых перечислены выше.
1. Уменьшение зависимости от цен на топливо, увеличение пропускной способности, организация челночного пассажирского движения за довольно скромные ресурсы.
2. Возможная организация коммерческого пассажирского движения. Нитка маршрута следующая: Карпово (депо) – Будячки (дачи) – «шановний пан» (у переезда в Егоровке около поместья – ферма – молокозавод – Христиновка (на переезде дороги) – киевская трасса – карьер.
Где-то тут можно организовать остановку Будячки (дачи).
Переезд в Егоровке. Она тут близко. Остановка "шановний пан". Как раз видно имение этого "пана".
Молокозавод в Егоровке. Тут может быть разъезд и остановка.
Возможная остановка на Христиновке. Справа - путь на дачи, их там много. Внизу тоже живут.
Мост над колеей. По нему идет киевская трасса. Возможное место остановки трамвая.
3. Регулярность движения на участке (тех же трамваев) обеспечивает укатку колеи и поддержание ее в нужной кондиции. Также это влияет на предотвращение краж путевого хозяйства. К примеру, подобная кража произошла в ноябре 2010 года со срывом рельсов почти на полутора километрах пути. При регулярном обращении ПС такое маловероятно.
Вот, кстати, лежат опоры железндорожной КС. Если они там еще лежат, то их можно пустить в дело. Будячки.
В отдаленной перспективе, в случае строительства этой сети, возможно увеличение пассажиропотока за счет туристов. Ведь уже сама по себе сеть уникальна, ведь не каждый день трамвай ходит среди полей, балок, лиманов, даже лес есть. Особенно красиво там в мае, июне, июле, когда все цветет и пахнет. Не стоит забывать, что карьер находится почти на берегу Хаджибейского лимана, что может привести к развитию туризма на Хаджибее. Да, суровые мужики с МППЖТ, владеющие этой веткой, могут упустить этот вариант, но, ИМХО, по мере набора известности этой сети (в этом нет никаких сомнений), будет возможна продажа туров на поездки в трамвае среди полей. Желающих будет довольно много.