Воспоминания о трамвайной линии на Дальних Мельницах. Когда мы жили в Одессе, это были мои любимые трамвайные места.
Дальние мельницы, во первых - в черте города, во вторых - со всеми деревенскими прелестями (в лучшем смысле).
И так 10го Июня 1984го года, желая увидеть, где кончается улица Фрунзе, садимся на 30ый трамвай у завода КИНАП на пересечении улиц Фрунзе и Моиссенко. Проехав всего один квартал, трамвай поворачивает направо, и сразу становится ясно, что к концу улицы Фрунзе ведёт дорога другая и без трамвая. (Улица Фрунзе впоследствии переходит в Горбатый Мост.)
Едем мы по улице Желябова, по двухпутному полотну. Наслаждаемся: справа заводы, а слева милые деревенские пейзажи, как где-нибудь в Люстдорфе или на Ближних Мельницах. Красота, а самое прелестное, что впридачу с трамваем.
Однако, старые и грохочущие в ритм "Шаланды полные кефали" КТМ/КТП2, которые туда ходили по 11му маршруту, мне казалось никак не вяжутся с тихой деревенской жизнью. Однако, на 11ом маршруте было уже достаточно новеньких Татр-Т3. Еще пару остановок, и обратная колея уходит от нас на другую улицу.
Трамвайный путь от улицы Фрунзе до конечной "Ивановский Путепровод" имел форму БУТЫЛКИ. Улица Желябова - это её "горло". А остальной путь трамвая - это самое "тело бутылки", наполненное живописными домиками Дальних Мельниц, а "основанием бутылки" является улица Фабричная, на которой расположена конечная остановка трамваев 11го и 30го маршрутов.
Через несколько кварталов - конечная "Ивановский Путепровод", куда мы всегда добираемся 3им троллейбусом. Ведь там рядышком и парк "Ленинского Комсомола". По одну сторону этой "бутылки" дальних Мельниц - мы проехали, осмотрели её, даже "отпить" успели до уровня основания горловины. И так она стоит недопитой почти 3 года, в ожидании следующих исследований.
Так вот, 28го Февраля 1987го года мы садимся на той самой конечной у Ивановского Моста, едем по улице Радужной. Деревенские домики, подъезды такие специфические, трамвай проходит вблизи окон первого этажа. Такими приятными, наивными, простыми, и гостеприимными кажутся деревенские дома и дворы.
Проезжаешь в трамвае, проходишь и видишь, чем люди на первых этажах живут. А поскольку зима еще не кончилась, то видишь, как дождичками, конфетти и прочими новогодними украшениями устланы межрамные пространства окон. Кто-то еще никак не может забыть Новый Год, который уже 2 месяца как позади, а кое-кто к весне/лету готовится, и на окна выставил вазоны со всякими растениями, а у кого-то просто игрушки и сувениры. И хозяев не тревожит, что весь этот внутренний мир дома виден прямо из окна трамвая.
Проходит 3 месяца. Я занят учебой и другими делами. И мне не до Дальних Мельниц.
Но вот 20го Мая 1987го года мы решили прогуляться в Парке "Ленинского Комсомола". Обратно возвращаемся через Дальние Мельницы, войдя в них по улице Володарского.
Каk я писал раньше, трамвайная трасса, проходящая через Дальние Мельницы, имеет форму бутылки. За 3 года мы из неё "отпили" только то, что было в её "горловине", в феврале - немножко проехались по краям этой "бутылки", а теперь - всё остальное.
Улица Володарского пересекает обе улицы с трамвайным движением, параллельная ей в сторону города - улица Урицкого. Обе эти улицы пересекают "туловище бутылки". А следуюшая параллельная улица, ближе к городу - это улица Баумана. Вот по ней трамвай и идёт между Радужной и Желябова. А если двигаться от улицы Володарского в сторону Ивановского Моста, то следующая, параллельная - будет улица Фабричная - "основание бутылки" Дальних Мельниц, конечная 11го и 30го трамваев. В дальнейшем, летом 1987го года я там бывал частенько.
В Одессе моего времени улицы носили имена великих людей или событий. Это не очень удобно, в особенности, если речь идёт о революционерах. Как только меняется общественный строй, многим улицам меняют наименования, поскольку те, кто был прежде в почете, низвергнуты. Их имена "стирают" с улиц города, заменяя их другими названиями. В Нью Йорке и некоторых других городах США этот вопрос решается проще, прозаичнее, но зато - надёжней. В ход идут числа, буквы алфавита, а также вечные ориентиры: East, West, North, South. Кто восстанет против этого? Не зависимо от того, кто есть или будет у власти, Восток - всегда останется Востоком, Запад - Западом, итд.
Что касается Одессы сориентироваться в городе можно только зная названия. Заодно и история города невольно войдёт в голову. Таким макаром я узнавал не только в честь кого назвали улицу, а также годы жизни, боевые заслуги, и почему именно в том или ином месте улица названа так или иначе. Например улица Юрия Олеши находится в центре (совсем не на Дальних Мельницах) а именно в том месте, где писатель Юрий Олеша родился и вырос.
Расхождений было многовато. Ну какое отношение революционер Андрей Желябов имеет к Дальним Мельницам? В то время, как в Ленинграде его именем была названа одна из самых центральных улиц. Закономерности никакой, поэтому вернёмся к Дальним Мельницам.
Бывали мы там частенько. Знакомились с улицами, пытались войти в дебри этого района, не боясь заблудиться на обратном пути. А как заблудишься, если все улицы в шахматную доску, как в центре. Маленькие и тесные домишки, дворики, лишенные многих удобств; но они мне очень милы. я родился и вырос в одном из таких на Молдаванке, на улице Костецкой.
В Апреле 1990го года был еще случай, когда меня со всем классом привезли на дальние Мельницы экскурсионным автобусом. Объектом ознакомления был
выбран двор, который находился прямо на трамвайной остановке на улице Желябова, напротив какого-то завода.
В этом дворе то ли жили герои фильма "Зеленый Фургон", то ли снимали этот фильм. Эта экскурсия еще включала и место у платформы Одесса Поездная. Это и начало улицы Парашютной, и подножие Горбатого Моста. К сожалению, я не помню название экскурсии, но помню, что она была посвящена литературным героям произведений Исаака Бабеля, Ильфа и Петрова, и Валентина Катаева. Когдато это был край города. Это четко видно на довоенных картах Одессы. Не было никакого Ивановского Путепровода, а переехать железнодорожное полотно на автотранспорте было весьма трудно.
Много воды с той поры утекло. Многое исчезло вовсе, и многое - изменилось. Как и Молдаванка, как и вся Одесса, о которой мы безумно скучаем, которой нет нам родней и ближе..... И наверное, и красивее