Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Четверг, 28.11.2024
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alena  
М.Рыбальченко и легендарный велопробег Одесса-Владивосток
tramrunnerДата: Понедельник, 05.01.2009, 21:27 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 175
Репутация: 2
Статус: Offline
статью составил Виктор Корченов. Я её только перекопировал сюда с точностью "до знака"

Ч Е Л О В Е К И З К Н И Г И Р Е К О Р Д О В

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ
Мировые рекорды

СССР. Рекордное количество побед на этапах.
В 1937 – 1938 гг. в течение полутора лет Михаил Иванович

Рыбальченко участвовал в 4 многодневных велосипедных
гонках по классу гоночных машин. Общая протяженность
всех маршрутов составила около 10 тыс.км. Во всех этих гон-
ках с первого и до последнего этапа (58 этапов) Рыбальченко
был лидером и неизменно следовал в красной лидерской
майке.

Максимальный отрыв лидера. С 24 мая по 13 июня
1937 г. во время проведения 1-го Украинского велотура про -
тяженностью 2265 км М.И.Рыбальченко опередил занявшего
второе место киевского армейца Савельева на 8ч 8 мин 20 с.
(Из «Книги рекордов Гиннесса»)

Черные крылья минувшей войны в какой-то мере накрыли практически всех,
кому выпало жить на том трагическом витке мировой истории. Чудовищной катастрофой
для миллионов людей обернулись годы сталинских репрессий, отнявшие жизнь у одних,
изуродовавшие тела других, выжегшие души третьих.
Михаил Иванович Рыбальченко в достаточном количестве хлебнул из обеих горьких
чаш – чаши Войны и чаши Репрессий. Он родился в Одессе в последний день последнего
месяца 1910 года. И с гордостью подписывался своими инициалами: «МИР». Действи-
тельно, это был на удивление миролюбивый, добросердечный, улыбчивый человек.
Сила воли, мужество и мастерство вознесли его на спортивный Олимп еще в конце 20-х
годов. Казалось, сам Гермес покровительствовал ему. По греческой мифологии трижды
побеждавший в Играх в честь Зевса, имел право установить свою статую на Олимпе. Ры –
бальченко вправе был это сделать не единожды.

За год до его смерти имя этого выдающегося велосипедиста было занесено в Книгу
рекордов Гиннесса. Но сейчас уже мало осталось тех, кто помнит триумфы «довоенного»
Рыбальченко, и поэтому вначале вкратце о нем, как о спортсмене.

СПОРТИВНАЯ БИОГРАФИЯ
В 1928 г. восемнадцатилетний Михаил Рыбальченко стал чемпионом Украины по
кроссу на 30 км со временем, которое и сейчас поражает мастеров велоспорта – 56 мин.
12,8 с. И это при том, что по условиям соревнований спортсменам пришлось два кило –
метра ехать по пересеченной местности в противогазах.

С 1931 г. Рыбальченко – участник сборной страны по шоссейным гонкам, а в 1934 г.
завоевывает первое место в Союзе в парной гонке по треку. В 1935 г. Рыбальченко совер-
шил беспримерный в истории мирового спорта исключительный по своей сложности ве-
лопробег Одесса-Владивосток протяженностью 15 тыс. км, за успешное осуществление
которого вместе с четырьмя киевскими динамовскими одноклубниками Иваном Грицен-
ко, Николаем Погребным, Сергеем Овчаровым и Федором Ганопольским был награж-
ден орденом «Знак Почета».

Через месяц после возвращения из пробега этот неутомимый спортсмен завоевывает
звание чемпиона СССР в так называемой получасовой трековой гонке. В 1937 г. Михаил
Рыбальченко – победитель 1-го Украинского велотура на 2265 км и 1-го Советского вело-
тура протяженностью 2500 км, в 1938 г. – победитель 2-го Украинского велотура, чемпи-
он СССР по шоссейным гонкам на 200 км и победитель 1-го горного Грузинского вело
тура. В том же году Михаилу Рыбальченко, первому в Украине велосипедисту, было
присвоено почетное звание «Заслуженный мастер спорта СССР», а незадолго до нача-
ла войны в течение одного только месяца в Киеве им было установлено 18 всеукраин-
ских и 7 всесоюзных рекордов на треке. Кросс, трек, шоссе, изнурительные многоднев-
ные велогонки… И нигде ему не было равных.
Перед началом Великой Отечественной войны М.И.Рыбальченко занимал должность
заместителя председателя одесского областного Совета спортивного общества «Динамо»
и как работник НКВД был оставлен в оккупированной Одессе для подпольной работы.
Известный всем одесситам, он имел не только массу болельщиков и поклонников, но и
завистников. И девять отсидок в общих камерах и одиночках сигуранцы – это печальный
исход не только мужественных и, как ему тогда казалось, хитроумных отказов от предло-
жений новой власти участвовать в престижных велогонках в столице Румынии, но и ре-
зультат неоднократных наветов соотечественников. Выручали друзья, спасала случай –
ность… Его жена, продавая дорогие спортивные призы, не единожды находила пути,что-
бы выкупить мужа из застенок сигуранцы. Она же и сохраняла, спасая от обысков, все
долгие четырнадцать военных и первых послевоенных лет тщательно зарытые в подвале
альбомы с вырезками из газет о триумфальных победах мужа, его фотографии, спортив –
ные жетоны и медали, орден «Знак Почета» и другие спортивные реликвии.
И этот истинный патриот Одессы так и не уехал бы по своей воле из любимого города
(его приглашали уехать не только в Румынию, но еще в 30-х годах старались переманить
и в Киев, и в Москву), если бы вдруг не оказался «врагом народа», если бы по чужой во –
ле не сослан был на угольные шахты в район вечной мерзлоты на мучительно долгие,
продолжительнее, чем вся жизнь, десять кошмарных лет.




ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВЕЛОПРОБЕГ
Подъем был крут, но велосипедисты уверенно брали высоту, последнюю перед
финишем. Вот, наконец, вершина. И тогда перед пятеркой отважных открылась цель их
стремлений – еще недавно такой далекий, а теперь вырастающий прямо на глазах огром-
ный город. Так 6 ноября 1935 года, в канун 18-й годовщины Великого Октября, закан –
чивался исключительный по своей сложности и протяженности велопробег Одесса – Вла-
дивосток, посвященный десятилетию «Комсомольской правды» и начавшийся у берегов
Черного моря еще 30 мая, почти полгода тому назад. Именно тогда, недалеко от Одессы,
возле пограничного столба у заставы Каролино-Бугаз, после предварительного торжест –
венного старта на празднично украшенной улице Энгельса, где располагался областной
совет «Динамо», начался отсчет километров беспримерного в истории велосипедного
спорта пробега.

Пятерым динамовским спортсменам: киевлянам Ивану Гриценко, Николаю Погреб-
ому, Сергею Овчарову, Федору Ганопольскому и одесситу Михаилу Рыбальченко пред –
стояло пересечь всю страну с запада на восток, пройдя на обыкновенных дорожных ма-
шинах без всякого сопровождения от Черного моря до Тихого океана более трети земно-
го экватора.

С того времени минуло свыше пятидесяти лет, но проживавший до своего смертного
часа в родной Одессе заслуженный мастер спорта М.И. Рыбальченко, бывший техни –
ческим руководителем того ставшего легендарным велопробега, помнил все до ма –
лейших подробностей:

«Такой пробег проводился впервые в мире. Всем участникам предстояло выдержать
серьезный экзамен на физическую выносливость. Самому младшему члену команды
исполнилось тогда двадцать лет, самому старшему – тридцать два года.
При этом ставились задачи не только пропаганды велосипедного спорта, но и провер-
ки качества наших отечественных машин. Каждый спортсмен ехал на велосипеде марки
«Украина» харьковского завода имени Петровского, имея при себе с собой багаж – спе –
циально приспособленные вещевые сумки весом от двух с половиной до трех пудов с
запасом продовольствия на два-три дня, медикаментами, запчастями, теплой одеждой и
оружием. К слову сказать, все машины отлично выдержали это испытание: за весь путь
не было ни одной серьезной поломки. Меняли лишь спицы, которые не выдерживали та-
кую нагрузку, особенно на задних колесах.

Был установлен следующий маршрут: Одесса – Киев – Харьков – Москва – Горький –
Казань – Ижевск – Свердловск – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск-
Улан-Удэ – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Ворошилов – Владивосток. По пути следо –
вания предстояло пересечь степи, пески, леса, тайгу, болотистые местности, преодолеть
несколько горных хребтов.

Весь путь был очень тяжелым, и даже первая половина его оказалась не такой уж лег-
кой. По Украине и части РСФСР до города Горького ехали в жару, избавляясь от палящего
солнца лишь к вечеру. Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до темноты.
От Горького и до Омска нас ежедневно сопровождал дождь. Беспрерывные ливни
окончательно портили и без того плохие дороги. Десятки километров, часто по колено в
грязи, несли машины на себе.

После Новосибирска потянулись горные цепи, а за ними – тайга и бездорожье. Мы
шли узкими охотничьими тропами, балансируя, как циркачи, чтоб не упасть. Сплошные

корневища и пни… Сибирская мошка проникала в уши, нос, глаза. Не спасала даже спе -
циальная сетка.

Добавлено (05.01.2009, 21:27)
---------------------------------------------
В районе Красноярска попали в сильную грозу. Промокшие насквозь, все в грязи, упря-
мо шли вперед, продвигаясь в сплошной темноте почти на ощупь и ежеминутно окликая
друг друга. Часто кто-нибудь из нас проваливался в яму, наполненную водой.Тогда мы ос-
танавливались, чтобы помочь товарищу выбраться оттуда. Лишь поздно ночью добрались,
наконец, до какой-то таежной станции.
Хорошо запомнился Байкальский перевал. Дорога – этакая каменистая лестница дли-
ной в 150 километров. Как отчетливо я сейчас вспоминаю именно эти километры, кото-
рые преспокойно фиксировали наши велосчетчики!

Населенные пункты встречались крайне редко. Часто приходилось ночевать прямо в
тайге.

Зону вечной мерзлоты мы проходили при обильном снегопаде. Мороз достигал тог-
да пятнадцати градусов. Однажды, переходя какую-то покрытую льдом речку, один из
велосипедистов неожиданно провалился по пояс в ледяную воду вместе с машиной.
Потом долго бежали, чтобы согреться. Одежду сушили на редких привалах.
На старом Читинском тракте было множество болот. Поэтому велосипеды там пере-
таскивали на плечах по сооруженным нами же из бревен мосткам.

За весь путь не менее полутора тысяч километров вообще пришлось пройти пешком:
по снежному покрову велосипеды скользили точно сани, а по пути от Читы и до Хабаров -
ска абсолютно не было никаких дорог. Тогда мы шли по шпалам, а машины старались
катить по рельсам, что давалось с большим трудом. В те дни ежедневно преодолевали не
более шестидесяти километров. Исключение составляли лишь редкие разъезды, где мож-
но было снова садиться на велосипед.

Несмотря на предельно сжатые сроки, мы проводили с населением беседы о целях и
задачах этого пробега, помогая местным жителям в ремонте их машин – ведь далеко не
все умели тогда правильно разобрать и собрать велосипед и даже пользовались при
смазке дегтем. Уже позднее мы поставили перед велозаводами вопрос о необходимости
выпуска велосипедов с инструментами.

По всей трассе в любом населенном пункте нам устраивали очень теплые встречи. Не-
редко въезжали в какой-нибудь город в сопровождении колонны велосипедистов и авто-
машин. На площадях проходили митинги, на стадионах – целые спортивные праздники.
Однако уже за Уралом стали остро ощущать нехватку времени, и незапланированные ос-
тановки стали срывать наш график.
Особенно запомнился такой случай. Как-то целую неделю шли всем надоевшие осен-
ние дожди. Пути были размыты, но останавливаться нельзя: через несколько дней – фи -
ниш, и мы нажимали вовсю. Для нас тогда не существовало ночей, мы двигались непре-
рывно. До ближайшего пункта оставалось не более пяти километров. Идем и никого не
встречаем по пути, но это не удивляет, так как, действительно, в такую погоду лучше не
выходить из дому. И вдруг из пелены дождя выскакивают три силуэта: «Товарищи, мы
вас ждем!» Приходим в Бурею и видим: на площади городка – огромная толпа, которая

оказывается, целых четыре часа ждала нас под проливным дождем. Торжественная
встреча, оркестр – все это растрогало тогда до глубины души.

В шестидесяти километрах от города Ворошилова, уже за два дня до финиша, нас
ожидало, мне кажется, самое тяжелое испытание. Здесь мы впервые почувствовали, что
такое снежный дальневосточный тайфун. Шли среди сопок. Неожиданно полил сильный
дождь, который тут же на наших глазах превращался в снег. Одежда сразу покрылась ле-
дяной коркой. Ветер буквально валил с ног. Дороги не было видно дальше, чем за три –
четыре шага. Силы иссякали. Хотели сделать привал и переждать, как вдруг вверху – ро -
кот мотора. Это на небольшой высоте кружил самолет. Летчиков не было видно, но нам
тогда показалось, что мы слышим их голоса, которые подбадривали нас. И мы поняли,
что если в такую погоду люди отважились вылететь навстречу, чтобы придать нам силы,
то мы останавливаться не имеем права и снова пошли в пургу.
И вот, наконец звучной симфонией заводских, фабричных, паровозных и пароходных
гудков, гулом проносящихся в небе звеньями истребителей и бомбардировщиков Влади -
восток приветствует отважных спортсменов. Они въезжали в празднично убранный город
в сопровождении двухсот велосипедистов и множества автомашин и мотоциклов, под ли-
кующие звуки оркестров, мимо тысяч трудящихся, красноармейцев и краснофлотцев.
Впереди был только торжественный финиш, а позади – символический финиш у пог-
раничного столба на станции океанская и 14317 труднейших километров, пройденных за
117 ходовых дней по шести автономным республикам, пяти краям и тринадцати облас-
тям».

А спустя несколько месяцев М.И.Калинин по постановлению Центрального Исполни-
тельного Комитета Союза ССР вручал в Кремле всем участникам этого поистине героичес-
кого велопробега ордена «Знак Почета».


Одесский Транспорт - У меня всегда перед глазами! Такой, как я видел его в детстве!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: