да 15кВ это в Германии, и в Европе там где переменный ток.
А в Одессе 25кВ. В Америке 11кВ, вернее 12, но новые лини электрифицируют на 25кВ. У нас есть локомотивы двухсистемники. Электропоезда в штате Нью Джерси могут работать на оба напряжения, только перевод (переключение) производится только вручную и в депо. Поэтому они приписываются к определённому дизизиону
Давно кстати в тех местах не ездил. А впрочем история долгая но интересная.
А кстати на пригородной системе Metro North, на ветви New Haven Line есть поезда двухсистемники 11kV AC, 600 V DC. в пределах города Нью Йорк питаются от 3го рельза а затем выезжают на линию с переменным токам поднимают пантографы, итд. Вот ското новые вагоны там будут, смогут еще и на 25кВ работать.
Это был америкаснкий офф
Добавлено (05.01.2009, 18:29)
---------------------------------------------
есть еще предложение: вдоль тех путей где будет ходить скоростной трамвай построить 3ий рельс как в метро. При этом в трамвае не надо будет строить трансформаторную подстанцию.