Славная и грустная страница истории космодрома Байконур.
Многоразовая система Энергия-Буран. В 1969 году в США начались работы по созданию кораблей "Спейс Шаттл". Предполагалось, что такой корабль мог быть использован в качестве орбитального бомбардировщика, когда такой корабль "ныряет" из космоса в атмосферу, сбрасывает бомбу на Москву, и снова уходит в космос. В СССР восприняли угрозу серьезно и заказали промышленности такой же корабль с таким же, как и у кораблей "Спейс Шаттл" возможностями.
Начало работ приходится на 1978 год. Сначала думали сделать копию американского корабля, но В.П. Глушко, кстати, он из Одессы, его именем назван проспект на поселке Таирова, убедил руководство сделать отдельно корабль и РН для него. Так появилась система "Энергия-Буран", где первое название ракеты-носителя, а второе - самого корабля.
Корабль "Буран" массой 100 тонн, был построен по типу "бесхвостка". Масса доставляемого им груза в космос - 30 тонн. Экипаж - 2-7 человек, время полета - до 30 суток. Был оборудован двумя манипуляторами для работы с грузом в космосе. Режим посадки - автоматический.
РН "Энергия" - ракета с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза. Это единственный в мире носитель подобного рода. Первая ступень состояла из четырех боковых блоков, оборудованных самыми совершенными на сегодняшний день кислородно-керосиновыми двигателями РД-170 и центрального блока второй ступени с кислородно-водородным двигателями РД-0120, которые на сегодня остались единственными российскими двигателями подобного рода. Масса РН более 2000 тонн, тяга - около 4000 тонн.
Работы шли с трудом. Особенно много проблем создавал двигатель РД-170, который долго не удавалось сделать. Кстати, для испытания двигателя и отработки бокового блока РН "Энергия" была разработана РН "Зенит", которая сегодня держит на плаву то, что осталось от ЮМЗ, который делает трамваи К1 и троллейбусы ЮМЗ. Отработка элементов РН "Энергия" началась с запусков РН "Зенит", которая в своем первом полете потерпела аварию из-за двигателя РД-170.
Первый запуск РН "Энергия" был в мае 1987 года и прошел успешно, не смотря на замечания при пуске и аварию спутника, который на орбиту не вышел. Но РН отработала программу на 100 %.
В ноябре 1988 года был запущен корабль "Буран" в автоматическом режиме. Это был технологический подвиг и громадный риск одновременно. Но благодаря тщательной подготовке все прошло как нельзя лучше. Такого полета не было ни до, ни после "Бурана". Американские корабли "Спейс Шаттл" на аэродром сажает командир со штурвалом в руках.
Запуск и посадка "Бурана". Первые кадры - запуск РН "Энергия" с КА "Полюс", предназначенном для испытания космического оружия, но испытания в последний момент отменили.
Первый и единственный полет "Бурана". Начало ролика - полеты самолета-аналога "Бурана". Он мог сам летать, и на нем отрабатывались методики управления кораблем и отработка системы автоматической посадки.
Сейчас самолет-аналог находится в музее в Германии.
Интересно, что на старт "Буран" вывозит гигантский установщик, который по параллельным колеям ведут два тепловоза ТЭ3. Этот установщик был создан в рамках лунной программы СССР. Сегодня два таких установщика стоят на задворках МИКа на площадке №112.
К сожалению, "перестройка" дала о себе знать. В СССР назревал кризис, всем стало не до "Бурана". К тому времени в разной степени готовности было еще несколько кораблей, причем один из них был закончен и, по некоторым сведениями, должен был получить имя "Буря". Но военные отказались от "Бурана", а распад СССР добил программу окончательно.
В 1993 году программа "Энергия-Буран" была закрыта. "Буран" закончил свою жизнь плохо. В мае 2002 года крыша МИКа на площадке №112 провалилась и ее под ее обломками погиб "Буран" и РН "Энергия" на которой он стоял.
На сегодняшний день возрождение программы невозможно.