Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Четверг, 28.03.2024
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Форум » Форумы на разные темы » Самолеты, вертолеты, etc. » Космодром Байконур (Описание, пусковые кампании)
Космодром Байконур
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 12:14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Космодром Байконур

Байконур – один из крупнейших космодромов мира, расположен в Казахстане, на реке Сырдарья недалеко от железнодорожной станции Тюра-Там. Арендуется Россией до 2050 года. История космодрома ведется с 1955 года, когда на станцию Тюра-Там прибыли первые строители, а уже в 1956 году с 5-го Государственного полигона МО СССР (будущего Байконура) была запущена межконтинентальная ракета Р-7 (будущая РН «Союз»). Р-7 в том время бала боевой ракетой.

Именно отсюда был запущен первый спутник Земли, первые межпланетные старты, именно отсюда был запущен корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. Да и вообще, много чего было сделано впервые.

С Байконура запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С Байконура осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также много других космических аппаратов. Космодромом производится в среднем около 50% всех запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок - более 80%, в том числе 100% запусков на геостационарную орбиту.

За годы, прошедшие после полета в космос Ю.А. Гагарина, на космодроме «Байконур» испытаны новые поколения жидкостных межконтинентальных баллистических ракет как легкого, так и тяжелого классов, ставшие основой стратегической военной мощи страны. За это же время прошли испытания новые ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: «Циклон», «Союз», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия». Из них только Н-1 не завершила испытания не столько по техническим, сколько по чисто субъективистским причинам — борьба конструкторов за ведущее место после смерти С.П. Королева.

С космодрома «Байконур» были запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный спутник «Глонасс», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега». Запуск любого спутника с космодрома «Байконур» обходится дешевле, чем с других космодромов страны. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Республики Казахстан, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.
На Байконуре за прошедшие 50 лет запущено более 1100 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 12:15 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Инфраструктура

Космодром занимает огромную площадь в несколько сотен квадратных километров. Его территория разделена на площадки, на которых находятся все объекты космодрома. Это и стартовые комплексы для ракет-носителей, МИКи (Монтажно-испытательные корпуса) для сборки и подготовки ракет-носителей и их полезных нагрузок к старту, кислородно-азотный завод и прочее.

Схема космодрома Байконур.

На этих площадках располагается:

· 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
· 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
· 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
· измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полётом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
· кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 тонн криогенных продуктов в сутки;
· теплоэлектроцентраль на 60 МВт;
· газотурбинный энергопоезд на 72 МВт;
· 600 трансформаторных подстанций;
· 92 узла связи;
· два аэродрома 1-го класса («Крайний» и «Юбилейный» на МКС «Буран»);
· 470 км железнодорожных путей (спец.пути — 40 км);
· 1281 км автомобильных дорог;
· 6610 км линий электропередачи;
· 2784 км линий связи.

Главные объекты космодрома - технические позиции, стартовые комплексы и измерительные пункты, каждый из которых представляет собой совокупность сооружений с общетехническим, специально-технологическим оборудованием, а также с подъездными путями, обеспечивающими приём, хранение и сборку РН и КА, их испытания, заправку КА и стыковку с РН, доставку их на ПУ, испытание, заправку РН, наведение, пуск и контроль функционирования РН и КА на активном участке средствами измерительного комплекса космодрома.

К вспомогательным и обслуживающим объектам и службам Байконура относятся зоны хранения компонентов топлива, заводы для производства жидкого кислорода, азота, системы энергоснабжения, водоснабжения, связи, телевидения и др. Для каждого типа РН Байконур имеет одну или несколько технических позиций, каждая с одним или несколькими стартовыми комплексами.

Вся наземная инфраструктура контролируется ФГУП «ЦЭНКИ» (Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры). В частности, железнодорожная сеть контролируется подразделением ЦЭНКИ – фирмой «Космотранс». Фирма осуществляет внутрикосмодромные перевозки, а также пассажирские перевозки по космодрому, занимающим большую площадь. В грузовые перевозки входит перевозка ракет-носителей, спутников от МИКов на сборку РН, также транспортировка ракет-носителей на старт, перевозка горюче-смазочных материалов, запчастей. Железная дорога на космодроме неэлектрифицирована и основным локомотивом там является ТЭМ2У и ТЭМ2. Они берут на себя всю работу по перевозке грузов и пассажиров.

Помимо этого, «Космотранс» также перевозит космические аппараты и ракеты-носители по железным дорогам общего пользования с мест их производства на космодром Байконур. Для перевозки космических кораблей «Союз», «Прогресс» используются специальные вагоны (ВИ и ВО, вагон изделия, где находится космический аппарат, и вагон обслуживания, где находятся установки поддержания заданного температурно-влажностного режима. Эти вагоны собираются в литерные составы, которые останавливаются только для техосмотра и смены локомотива. Они имеют безусловный приоритет на железной дороге.

Также спутники связи из России и из-за рубежа привозят на космодром на самолетах. Как правило, используется АН-124 «Руслан», которые садятся на аэродроме «Юбилейный».

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 12:16 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Современная деятельность на Байконуре

На сегодня космонавтика большой бизнес. Смысл его в том, чтобы полезный груз (спутники, космические корабли и прочее) доставить в космос в нужную точку с заданными параметрами. Этим занимаются фирмы, производители ракет-носителей. Таким образом, подобные фирмы являются транспортными предприятиями, похожими на те, которые мы встречаем в повседневной жизни (автоперевозки, железнодорожные перевозки, прочее).

Заказчики подразделяются на государственные и частные. Первые делятся еще на военных и гражданских. Военные заказывают запуски военных спутников связи и разведки, систем раннего предупреждения о ракетном нападении.. Слава Богу, оружия на них нет, и скорее всего, не будет. Гражданские государственные заказы: пилотируемые и грузовые корабли, орбитальные станции, научные спутники и автоматические межпланетные станции, метеорологические спутники, другие аппараты).

Частные заказы в основном на запуск спутников связи и ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли, это получение снимков поверхности Земли, довольно прибыльный бизнес). Известный Google Map был составлен именно по снимкам с коммерческих спутников ДЗЗ.

Таким образом, сформировался специфический рынок, который называется рынком пусковых услуг. Фирмы, которые запускают спутники, называются операторами пусковых услуг. Емкость этого рынка – несколько миллиардов долларов в год. Значительную долю этого рынка держит Россия с РН «Протон-М» и «Союз». Также в нем активно участвует Европа с РН «Ариан» и Боинг с его «Морским стартом», но об этом позже.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 12:27 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
На многих железнодорожных сайтах в их фотогалереях почти не встречаются снимки с железной дороги космодрома Байконур. Но на сайте NASA (американского космического ведомства) встречаются снимки, которые делают честь любому железнодорожному сайту. К сожалению, создатели этих сайтов не обращают внимание на сайт NASA и им подобных. В этой ветке будет сделана попытка заполнить этот пробел.

Будут освещаться пусковые кампании на космодроме Байконур (запуски спутников, кораблей и прочего).


ТЭМ2УМ-4014 ведет поезд с РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-11" из МИКа на площадке №112 на старт. Сзади - ТЭМ2-6818.


ТЭМ2УМ-4014 ведет на старт на площадке №1 (Гагаринский старт) РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-11". На этом корабле на МКС полетит 16-я экспедиция.


ТЭМ2-6818 вывел из МИКа, что на площадке №112, железнодорожный установщик, на котором лежит РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-11". Рядом вооруженный охранник. Хорошо фотографу NASA, у него есть разрешение.


Железнодорожный установщик со стороны тепловоза. Большая труба идет от вагона термостатирования, который поддерживает в головном обтекателе РН заданный влажностно-тепловой режим. Длинная труба сверху - система аварийного спасения. В случае аварии РН на старте и до высоты примерно в 40 км, САС уводит корабль с космонавтами от аварийной ракеты. На конце трубы - красные сопла двигателей аварийного спасения, они твердотопливные.


Головной обтекатель РН. Под ним - космический корабль "Союз ТМА-11".


ТЭМ2УМ-4014 толкает поезд с РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-11" на старт. Вон те раскрытые фермы впереди. Сразу за тепловозом - восьмиосный вагон термостатирования.


Установка ракеты-носителя в вертикальное положение. Когда фермы сводятся, ракета повисает на них. Это единственный подобный стартовый комплекс в мире. Другие РН стоят на стартовом столе, а эта подвешивается.


Интересная особенность движения поезда с ракетой-носителем на старт. Поезд движется со скоростью около 5 км/час. Впереди идут охранники и смотрят, нет ли каких препятствий на колее. Тоже при автоматах. Сзади дымит ТЭМ2УМ-4014.

РН "Союз" - трехтупенчатая, пакетной схемы. "Пакет" что на снимке состоит из двух ступеней. Крайние блоки составляют первую ступень, центральный блок - вторую. Третья ступень находится сверху на второй ступени.


Железнодорожная колея, идущая на старт РН "Союз" на площадке №1. С этого старта был запущен Первый спутник Земли, первая межпланетная станция на Луну и, наконец, с этого старта в 1961 году был запущен корабль "Восток" с Гагариным на борту. Так что это историческое место.


Экипаж МКС-16 перед входом в космический корабль "Союз ТМА-11". Примерно так происходит уже около 40 лет.


Запуск РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-11".


Полет РН "Союз-ФГ". Момент отделения первой ступени. Вон те белые точки - отпавшие боковушки, они скоро упадут на Землю.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 13:34 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
А это уже история: октябрь 2000 года. Первый запуск "Союза" на МКС. С этого запуска МКС становится пилотируемой. До этого времени она совершала полет в автоматическом режиме.


ТЭМ2-7292 ведет установщик с РН "Союз-У" с кораблем "Союз ТМ-31" на старт на площадке №1. В то время РН готовили в МИКе на площадке 2Б, которая рядом с Гагаринским стартом, поэтому вагон термостатирования в поезд не включали. Это потом, с 2002 года, когда РН начали готовить к старту в МИКе на площадке №112, которая находится гораздо дальше, стали ставить в поезд вагон термостатирования, чтобы под обтекателем была постоянная температура и влажность.


РН "Союз-У" с кораблем "Союз ТМ-31" стоит на старте на площадке №1.


ТЭМ2-6818 забирает пустой установщик с Гагариского старта. РН уже на старте, фермы обслуживания сведены. Обычно подготовка РН на старте занимает двое суток, после чего следует запуск.


Через два дня корабль "Союз ТМ-31" был запущен. Еще через два дня корабль пристыковался к МКС и с этого времени МКС постоянно обитаема.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 13:47 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Апрель 2008 года: корабль "Союз ТМА-12":


ТЭМ2-6818 выводит из МИКа на площадке №112 установщик с РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-12".


ТЭМ2-6818 толкает поезд на встречу с другим ТЭМ2-7292, который прицепится к поезду со стороны вагона термостатирования.


Встреча произошла. На заднем плане: справа - гигантский МИК, построенный для лунной программы СССР, потом он достался программе "Энергия - Буран". Теперь в нем готовят к старту корабли "Союз ТМА" и грузовые беспилотные "Прогресс М". По центру - циклопические стартовые комплексы для РН "Н-1" потом для РН "Энергия". Первая предназначалась для полетов космонавтов на Луну, вторая запускала многоразовый корабль "Буран". Обе программы закрыты, стартовые комплексы не используются.


Панорамный снимок поезда, везущего на старт РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-12". Вывоз осуществляет ТЭМ2-7292.


РН установлена на старт. Рядом - железнодорожный заправщик жидким кислородом. Похожим образом на старт доставляют и керосин для заправки РН.


Экипаж МКС-17 докладывает Государственной комиссии о готовности к полету.


Запуск РН "Союз-ФГ"с кораблем "Союз ТМА-12".


Запуск РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-12". Видео.


"Союз ТМА-12" пристыкован к модулю "Пирс" на МКС. Прибыл по назначению. Высота над Землей примерно 350 км.


Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-12" совершил посадку в Казахстане. Полет корабля, длившийся около 200 суток, окончен.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 14:22 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
А теперь о корабле "Союз ТМА-13" что на момент создания поста пристыкован к МКС:


МИК на площадке №112: монтаж системы аварийного спасения.


Укладка головного блока с кораблем "Союз ТМА-13" с присыкованной третьей ступенью на монтажные стапели. С них краном РН будет переложена на железнодорожный установщик, который доставит ракету на старт.


РН "Союз-ФГ" собрана и уложена на установщик.


ТЭМ2-7292 выводит из МИКа установщик с РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-13".

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 14:27 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline

Стартовый комплекс на площадке №1 готов принять космический корабль.


Эффектный "медвед" выдает ТЭМ2УМ-179, тянущий поезд с РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-13". Сзади - ТЭМ2-7292.


"Медвед" в исполнении ТЭМ2УМ-179, ведущего на старт РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-13". Снимок с сайта Самарского космического центра "ЦСКБ-Прогресс".


smile Проезд закрыт, поезд едет.


Снимок с газоотводного лотка стартовой площадки №1. Установка ракеты-носителя на старт.


Ракета-носитель подвешена на противовесах. Теперь можно сводить фермы обслуживания.


Вид со стартового стола СК №1. Хорошо заметны желтые противовесы, которые откидывают фермы, на которых висит РН. Когда ракета набирает тягу, равную ее весу, противовесы откидывают фермы в стороны. На заре создания этого старта его называли "тюльпан".


Проводы космонавтов МКС-17. Момент посадки в корабль.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 14:39 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline

Через два дня после доставки на старт, корабль "Союз ТМА-13" был запущен.


Старт РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-13" с близкого расстояния.


С другого ракурса.

 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 14:48 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline

Корабль "Союз ТМА-13" прибывает на МКС. Он дальше, а впереди - "Союз ТМА-12" на котором предыдущая экспедиция вернется на Землю.
 
GeorgeДата: Среда, 04.03.2009, 15:02 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Немного истории: подготовка к запуску и запуск Служебного модуля МКС (жилое помещение для экипажа). Лето 2000 года.


Перевозка Служебного модуля, закрытого головным обтекателем, на общую сборку с РН "Протон-К".


РН "Протон-К" уложена на установщик и готова к отправке на старт.


Выкат ракеты-носителя из МИКа. Заметен вагон термостатирования.


К сожалению, из-за качества не получается узнать номер ТЭМ2, который ведет РН "Протон-К" на старт. Это может быть ТЭМ2-6818. Уж сильно похож.


Установка РН на старт.


Запуск РН "Протон-К" с Служебным модулем МКС. От него много чего зависело.

 
GeorgeДата: Четверг, 05.03.2009, 17:04 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Чисто коммерческий запуск по программе "Наземный старт". Американский телекоммуникационный спутник Telstar11N.

Картинки с сайта "Новости космонавтики"

Программа "Наземный старт" - коммерческий проект по запуску спутников, реализуемый предприятиями России и Украины. В качестве ракеты-носителя используется "Зенит-3SLB/ДМ-SL, где первая часть - название первых двух ступеней ракеты, вторая - разгонного блока, который доставит спутник на геостационарную орбиту. Менеджер по продажам - фирма Боинг, которая производит самолеты и ракеты.

Геостационарная орбита - орбита высотой 36 тысяч километров над экватором Земли. На такой орбите угловая скорость поверхности Земли такая же, как и у спутника. Таким образом, спутник как бы висит над одной точкой поверхности Земли. Это очень удобно для спутников связи. Большинство коммерческих запусков происходит именно туда. Геостационарная орбита одно из самых загрязненных мест в околоземном космосе.

Спутник предназначен для трансляции связи, телевидения и Интернета на территорию Северной и Центральной Америки. Масса - 4010 кг. Срок эксплуатации - 15 лет.


Ракета-носитель "Зенит-3SLB/ДМ-SL" прибывает в установщике на старт на площадке №45. Поезд толкает ТЭМ2. Что интересно, разработана и серийно изготавливается в Днепропетровске на том самом ЮМЗ, который делает трамваи К1 и троллейбусы ЮМЗ. Правда, трамваи и троллейбусы это так, для поддержания штанов, а это его основная продукция. За ракетой заметна башня для посадки космонавтов в корабль, который делали в 80-х. Но программу закрыли, корабль не сделали, но башня осталась

На первой ступени - самый мощный в мире четырехкамерный кислородно-керосиновый двигатель РД-171М, его сопла хорошо различимы на снимке.


Панорамный снимок поезда, доставившего ракету на старт. Ракета установлена на старте.
Впереди - аккумуляторный дистанционно управляемый электровоз. Он предназначен для увода установщика от РН незадолго до старта. Так как находится рядом с заправленной ракетой опасно, электровоз сделан безлюдным. "КБТМ" - это название фирмы, создавшей старт, а не электровоза.


Основная продукция ЮМЗ в действии и готова к старту в космос. Вон как парит жидкий кислород. Вот вам и трамваи.


Запуск прошел 26 февраля 2009 года и был успешным.

 
GeorgeДата: Суббота, 07.03.2009, 02:18 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline
Небольшая подборка картинок: октябрь 2003 года, подготовка и запуск корабля "Союз ТМА-3" с экипажем МКС-8. В 2003 году в феврале погиб американский корабль "Колумбия" с экипажем и американские корабли на МКС не летали. Российские корабли "Союз ТМА" были единственными, которые летали на МКС. Если бы не Россия, МКС бы уже не было.


ТЭМ2-7292 выводит установщик с РН РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-3" с МИКа на площадке №112.


ТЭМ2-7682 ведет на Гагаринский старт установщик с РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-3". Хороший "медвед".


ТЭМ2-7292, который вывел из МИКа поезд с ракетой-носителем.


ТЭМ2-7682 ведет поезд на Гагаринский старт. Красиво...


ТЭМ2-7682 доставил РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз-ТМА3" на старт площадки №1, "Гагаринский старт".


Установка РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-3" на старт. Рядом с ней - железнодорожные заправщики жидким кислородом и керосином.


Старт корабля "Союз ТМА-3". При заправке РН жидким кислородом изделие переохлаждается и покрывается льдом. Поэтому ракета после заправки делается белая.

 
GeorgeДата: Суббота, 07.03.2009, 02:39 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline

Город Байконур - тут живут те, кто работает на космодроме. Кругом одна пустыня.
Фото NASA.
 
GeorgeДата: Суббота, 07.03.2009, 02:43 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3742
Репутация: 25
Статус: Offline

На старт едет экипаж МКС-10. Что интересно, их сопровождает российская милиция, которая контролирует город Байконур и территорию космодрома. Но уже на железнодорожной станции Тюра-Там - казахская полиция.

Что интересно, это автобусы ЛАЗ, изготовленные по спецзаказу.

 
Форум » Форумы на разные темы » Самолеты, вертолеты, etc. » Космодром Байконур (Описание, пусковые кампании)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск: