Обширный сборник снимков с маршрута №20 (Хаджибейской линии). Краткая история
Хаджибейская линия появилась в конце позапрошлого века в рамках обширного проекта организации трамвайного движения к лиманам, Хаджибейскому и Куяльницкому. Тогда там были дачи состоятельных людей, и пляжи, которые собирали много народу. Лиманы использовались как курорт.
Сначала от станции Херсонский сквер была построена линия парового трамвая, шедшего до Хаджибейского парка, вокруг которого были дачи. В самом парке были пруды, выложенные плитами и фонтаны. До сих пор вдоль маршрута трамвая №20 встречаются бельгийские павильоны, оставшиеся с того времени. Через некоторое время городская управа дает разрешение на строительство конки от конечной станции парового трамвая до нынешнего поселка НАТИ, это за селом Нерубайское.
После электрификации образовалась сплошная трамвайная линия №20 от Херсонского сквера до Нерубайского. Но значение линии изменилось. После Октябрьского переворота дачи были разорены, и в дополнительно к этому на Шкодовой горе был построен нефтеперерабатывающий завод. Значение этих мест как курорта значительно снизилась. Но в 30-х годах прошлого века случилось то, что добило этот район окончательно. Неожиданно уровень воды в Хаджибейском лимане стал резко подниматься. Срочно были сформированы отряды строителей, которые быстро построили дамбу, чтобы не затопило Пересыпь.
Трамвай был обрезан по 7-ю станцию. Она находилась на месте поворота Объездной дороги наверх, в Усатово. Там был устроен тупик, и по линии маршрута №20 ходили двухкабинные вагоны. Доезжая до 7-й станции, вагон переходил на другую колею и шел в город. На перегон от 7-й станции до Нерубайского оказался под водой.
Вода продолжала прибывать. Линия была обрезана по 6-й станцию, на которой был организован круг, который существует и сегодня. Дамба поднялась еще выше, став основой нынешней Объездной дороги. Полагаю, что вода в лимане подземного происхождения. Больше ей неокуда взяться. Никаких значительных рек в лиман не впадает.
В 1941-м году началась война. Опасаясь того, что румыны взорвут дамбу, командование организовало рабочие батальоны, которые начали копать канал из лимана к морю. Но канал так и не закончили. 16 октября 1941 года советские войска оставили Одессу. Уходя, они взорвали дамбу Хаджибейского лимана в трех местах. В итоге вода затопила Пересыпь, Лиманчик, Солдатскую Слободку, линию трамвая №20, поля орошения и нижнюю часть Хаджибейского парка. Вода на Московской была около метра глубиной, в некоторых местах дома ушли под воду по крыши. Удивительно, но ракушечные дома устояли и сегодня половина Пересыпи состоит из таких домов.
Румыны достроили канал и частично откачали воду. Канал сохранился и сегодня. Его можно видеть вдоль Балтской дороги. Он идет от лимана проходит вдоль Балской дороги и возле насосной станции поворачивает и идет вдоль улицы 8-го Марта. Канал исчезает недалеко от улицы Жеваховской. А канал стал называться Румынским.
Но часть воды осталась. На месте дач образовались плавни Хаджибея, которые существуют и сегодня. Линия во время войны бездействовала и была частично затоплена. Снова трамвай стал ходить только в конце 40-х годов. Ходил он плохо и часто сходил с рельс.
Тем не менее, линия уцелела и является самой уникальной линией трамвая в Одессе. От иногородних я слышал название "камышовый трамвай". Ее реконструировали и она находится в неплохом состоянии, несмотря на частые потопы, которые там происходят.
Сессия с Хаджибейской линии, сделанной погода назад
Станция Херсонский сквер, конечная остановка маршрута №20 со стороны города.
Зима на линии №20:
Наледь на пути, что идет по улице Известковой. Она такая большая, что вагон трется об нее своей нижней частью. В этом месте со склона Шкодовой горы стекает источник и он немного подтапливает пути маршрута №20.
Интересный переезд через пути маршрута №20. В качестве переезда использованы трамвайные бетонные шпалы. Улица Известковая.
Тоннель через дамбу перегона Одесса-Застава - Одесса-Порт на маршруте 20-го трамвая. Внутри тоннеля есть сплетение путей без стрелки. На снимке: дальнобойщики прорезали своими контейнерами глубокие борозды в своде тоннеля. Тут недалеко есть въезд на эстакаду, идущую в Одесски морской порт. Этот тоннель единственный в Одессе и только здесь есть сплетение путей без стрелки.
Единственная питающая опора КС на маршруте №20. Это недалеко от станции Херсонский сквер. Тоннель идет через дамбу перегона, идущего на станцию Одесса-Порт. Сама опора находится на территории закрытого депо Службы пути.
Т3 3276 20-го маршрута на конечной остановке Хаджибейский лиман. Он готовится идти на посадку. Снимок сделан с дамбы Объездной дороги. Рядом с колеей видны следы пожара, горели плавни.
Далее свежие снимки.